Италия город матера. Рождественская италия - матера. Развлечения и достопримечательности Матеры

24.02.2024 Интернет

Итальянский город Матера является древнейшим населенным пунктом южной части страны. Располагается он в области Базиликата. Матера считается самым хорошо сохранившимся примером древнего пещерного поселения. С точки зрения степени ценности для мировой культуры и науки этому городу можно присвоить заслуженное первое место среди подобных поселений во всем Средиземноморье. Особенностью города Матера является то, что первые здешние поселения датируются еще периодом палеолита.

В 1993 году итальянский город Матера занесли в список ЮНЕСКО.

На экскурсии по древнему городу можно увидеть фантастические дома-пещеры, вырубленные прямо в толще скальной породы и называемые по-итальянски «сасси» («камни»). Со слов ученых, возраст наиболее древних сасси насчитывает около семи тысячелетий.

Есть здесь и сооружения более «молодые», о времени возведения которых красноречиво свидетельствуют церкви, возведенные предположительно в 6-м столетии. Потолки и стены некоторых церквей в этом так называемом «пещерном» городе Матера украшены фресками 11-12 столетий, прекрасно сохранившимися до наших дней.

Пещеры, вытесанные в мягком известняке и ставшие жилищем для древних поселений, в наши дни получили широкую известность у современных людей. И этому значительно поспособствовала бурная кинематографическая история этого региона Италии. Город Матера с его колоритной атмосферой и уникальной архитектурой можно наблюдать в огромном количестве голливудских фильмов.

Здесь снимали и Святую христианскую землю, и средневековую Испанию, и довоенную Сицилию. И везде улочки Матеры служили естественными и невероятно правдоподобными декорациями для разворачивающегося действа. Наиболее известными картинами, успех которых был обеспечен, в том числе, и благодаря подобным декорациям, являются «Евангелие от Матфея», «Царь Давид», «Страсти Христовы» и другие.

После выхода вышеназванных фильмов Матера абсолютно неожиданно для всех обрела уже новую для себя роль: этот город стал очень популярным среди туристов. По числу посетителей он может соперничать с такими итальянскими городами, как Парма, Лукка, Бари и Верона.

Туристов сюда привлекает, прежде всего, своеобразная красота и необычность ландшафта. Подобные сооружения можно увидеть разве что в Крыму (Украина), Каппадокии (Турция), а также в некоторых регионах Китая, Грузии и Индии. Однако ни в одном другом месте у туристов не будет возможности увидеть пещеры, в которых великолепно сохранились такие чудесные фрески, как в пещерном городе Матера.

Помимо этого, южный итальянский город Матера располагает многими другими достопримечательностями, фотографии которых просто необходимо иметь каждому туристу, посетившему провинцию Базиликата, в своей коллекции. Кстати, лучшие фото Италии можно посмотреть на туристическом сайте tourister.ru. Там представлены самые различные и интересные фотографии Италии, полюбовавшись которыми, вам охватит огромное желание посетить эту великолепную страну.

К другим достопримечательностям Матеры относятся Соборная площадь, Музей Ридола, превосходный Кафедральный собор и некоторые другие. Побывав в Италии на экскурсии в Матере, туристу также не стоит упускать возможность побывать в местных ресторанах и попробовать потрясающие блюда местной кухни. Летом здесь можно посетить ежегодный фестиваль Святой Марии, в программу которого входят традиционные веселые ярмарки, различные шоу, концертные программы и неимоверный финальный фейерверк.

Забронировать отель в Матера

Для ознакомления с достопримечательностями Матера, в частности с пещерным городом Матера, вам понадобится где-то поселиться. Специально для вас ниже представлены отели Матера, разделенные на три категории: популярные отели, роскошные отели и дешевые отели. Здесь вы сможете забронировать номер в отеле Матера заблаговременно в соответствии с вашими пожеланиями и финансовыми возможностями. Для вашего удобства здесь приведена информация о расположении отелей относительно центра города, а также количество звезд.

Просто выберите понравившийся вам отель, нажав на кнопку «Посмотреть отель». Далее вы окажитесь на странице, где можно забронировать отель. Там же находится более подробная информация о нем, отзывы, оценки, фотографии, расположение на карте, особенности и, конечно же, цены.

Если вы пожелаете посмотреть другие отели, можно просто выбрать сверху город «Матера», и перед вами откроется список всех отелей Матера, доступных для бронирования.

Известный во всем мире историческими кварталами Сасси, где расположены пещерные дома , включенные в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
– древний город, поселение на этом месте существовало в эпоху неолита и уже тогда взаимоотношения со скалами были очень близкие.
Ядро города зародилось на противоположных склонах речной долины, называемой расщелина Гравина ди Матера.
Во времена Великой Греции была греческим городом, центром которого была Чивита. Сегодня здесь возвышается Кафедральный собор, возведенный в XIII в.
В римскую эпоху город укрепили стеной, а многочисленные гроты и скалистые массивы стали использовать для постройки деревенских жилищ, так зародились кварталы Сасси . Со времен кварталы разрастались, лабиринт известняковых домиков-гротов увеличивался и кварталы стали называть Сассо Кавеозо и Сассо Баризано , Чивита осталась между ними.

Матера. Базиликата. Италия.

Слово «сассо» означает «скала».
Постройка домов в пещерах была обусловлена климатическими условиями и необходимостью защиты, а также для того, чтобы лучше использовать природные и географические возможности места.


Матера. Базиликата. Италия.

В VIII в. на земли Матеры переселилось много византийских монахов, которые обустроили в гротах церкви, на подобии тех, что можно встретить в Каппадокии (Турция) или в Сирии .
Местные жители, кто находился в затруднительном материальном положении, строили свои жилища в Сасси , используя естественные гроты. Улицы пещерного города были узкие со множеством ступенек и лесенок.
В 1623 году Матера стала столицей Базиликаты и оставалась ей вплоть до 1806 года, затем Наполеон Бонапарт перенес столицу в Потенцу. Это был лучший период для Матеры .
Местные жители испытывали большие сложности с водой. Поэтому они тратили свою энергию не на постройку домов, а на рытье в известняке каналов и траншей для сбора воды и системы разнообразных цистерн. Вода использовалась не только в хозяйстве, но и для сельских работ. Деревней траншей, так называли Матеру .


Канал для сбора воды в цистерну, расположенный в одном из домов. Матера. Базиликата. Италия.

Благодаря этой древнейшей практике, жители Матеры превратили свой город в зеленое место, с подвесными садами, огородами и деревьями.

После второй мировой войны вышла в свет книга Карло Леви «Христос остановился в Эболи» , в которой Леви писал про невыносимые условия жизни в Сасси ди Матера.
Его сослали на юг Италии за антифашистские высказывания, приехав в Матеру , он пришел в ужас от увиденного. В 1930-е гг. половина населения проживала в пещерах, по причины жары многие дома были открыты, на полу лежали собаки, овцы, козы и свиньи. «У большинства семей имелась всего одна пещера, и в ней спали все вместе – мужчины, женщины, дети и животные».
Карло Леви увидел Матеру в то время, когда население разрослось до предельных размеров. Места не хватало и над пещерами надстраивали еще этажи. Подвесных садов и огородов больше не сажали, а огромные семьи жили в антисанитарных условиях, без канализации, не соблюдая элементарных гигиенических норм.


Матера. Базиликата. Италия.

Тогда возникла «проблема Матеры» , которая выросла до размера «позора нации». И в 1952 году приняли решение переселить жителей в новые кварталы, освободив пещерные дома. На тот момент в Сасси проживало около 15 тысяч человек. Многие из них не хотели уходить из родных жилищ и возвращались обратно, тогда власти замуровывали входы в пещеры цементом.
В 1993 году Сасси ди Матера (Сассо Кавеозо, Сассо Баризано и Чивита) включили в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
После того, как Сасси ди Матера стали необитаемы, они становились декорациями ко многим фильмам. Здесь снимал Пьер Паоло Пазолини «Евангелие от Матфея» в 1964 году, а Мел Гибсон «Страсти Христовы» в 2004 году.

Сасси ди Матера строились в разные века и разными цивилизациями. Здесь сохранились доисторические следы, церкви, покрытые фресками VII в. и скалистые постройки IX-XI вв. и более поздних.
В Сассо Кавеозо сохранились дома-гроты, некоторые из них можно посетить.


Матера. Базиликата. Италия.

Например, исторический дом на vico Solitario , который воспроизводит обстановку тех времен, когда была заселена.

Посреди комнаты стоит высокая кровать, на которой спало все семейство. Под кроватью – горшок, корыто и прочая утварь, которую доставали днем. Здесь же стойло для животных и обеденный стол. Кухонька в отдельном маленьком помещении, другое помещение использовалось в качестве хозяйственной подсобки, «дырка-труба» - для сбора снега, который таял и давал драгоценную воду.
Свет в дом падал из маленького окошка наверху. Температура в домах была практически постоянной 15 градусов, туф, в котором были устроены жилища работал как климат-контроль.


Матера. Базиликата. Италия.


Матера. Базиликата. Италия.


Матера. Базиликата. Италия.


Матера. Базиликата. Италия.


Матера. Базиликата. Италия.

Церковь Сан-Пьетро-Кавеозо , построенная в 1218 году на небольшой площади является одним из самых характерных и ярких мест в Матере . В XVII в. церковь претерпела много изменений и приобрела барочный вид. Внутри хранятся художественные полотна и фрески.


Церковь Сан-Пьетро-Кавеозо. Матера.

Кафедральный собор возвышается над Сасси . Он был возведен в XIII в. в квартале Чивита, который делит пополам два Сассо. Он уже много лет закрыт на реставрацию, а когда-то принадлежал бенедиктинскому монастырю. Отличает собор красивое резкое окно в форме розы и 52-метровая колокольня. В соборе хранится знаменитая византийская фреска Мадонна делла Бруна.

В Матере более 130 церквей и часовен. В пещерных церквях колоннами служат сталактиты и сталагмиты, неровные стены сохранили следы византийских фресок.

Сегодня пещерный город популярное у туристов место. Здесь нет названий улиц и номеров домов, а длинные переулки могут заканчиваться тупиком. Входы во многие пещеры замурованы или забиты, но можно найти проходы и попасть внутрь.


Матера. Базиликата. Италия.


Матера. Базиликата. Италия.


Матера. Базиликата. Италия.


Матера. Базиликата. Италия.


Матера. Базиликата. Италия.

В некоторых пещерах находятся отели и рестораны. Обед или ужин с видом на самые известные в мире трущобы может оказаться незабываемым.


Матера. Базиликата. Италия.

Город – хрупкое, тонкое произведение искусства, где кажется, что все вокруг должно вот-вот рассыпаться. С террасы Бельведере с обрыва высотой 200 м открывается вид на все его великолепие.

Перед глазами весь город: внизу более старая часть, два квартала на утесах – Баризано (Barisano) и Кавеозо (Caveoso), с окошками гротов, от которых ведут сотни лестниц, и крыши домов становятся улицами следующего уровня. Почти все гроты пусты: из 20 тысяч человек, населявших их до 50-х гг прошлого века, остались немногие. Над утесами раскинулась средневековая часть с собором. Еще выше – уже современные кварталы. Сюда около 1000 г бежали византийские монахи – в скалах и на поверхности можно найти спрятанные храмы, около 120, некоторые расписанные фресками внутри.

– красивейший город региона Базиликата, около 55 000 жителей, центр одноименной провинции, занесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО в 1993. Расположена на склонах Мурдже (Murge) – карстового высокогорья на границе с Апулией, и окружена обрывом Гравина (burrone della Gravina), а ее утесы стали сценарием к последнему фильму Мела Гибсона «Страсти Христа».

Невероятный комплекс гротов, рукотворных и природных пещер, поражает взор путешественника. Некоторые из них были заселены монахами.

История Матера

В эпоху Римской империи развивался верхний город, в то время как строения внизу были руинами. Постепенно, однако, это различие стало стираться и город приобрел современный вид. Когда центром провинции стала Потенца (1806), вступила в долгий период упадка и кризиса, а население оказалось в пугающей бедности.

В книге «Христос остановился в Эболи» Карло Леви описывал Матеру как прекрасный живописный город.

Утесы разделились на Кавеозо на юге и Баризано на западе, насчитывалось около 3000 жилищ, многие из которых заселены и сегодня. 70% из них – государственная собственность, снимаемая, в основном, молодыми людьми в качестве первого собственного жилья. Некоторые дома нуждаются в серьезной реставрации: необходима долгая кропотливая работа.

Прогулка по узеньким закоулкам ведет к многочисленным церквям, среди которых выделяется Собор – прекрасный образец романского апулийского стиля, с круглым окном в виде розы на фасаде. Его построили в 1270 по воле архиепископа Андрэа. Внутри него есть возможность полюбоваться на чудесные византийские фрески, деревянные хоры 16 в. и ясли работы Альтобелло Персио 16 в.

Достопримечательности Матера

Также можно посмотреть церковь Святого Петра Кавеозо (Chiesa di San Pietro Caveoso) 12 в., построенную на одноименном утесе, и на соседнем – церковь Святого Петра Баризано (Chiesa di San Pietro Barisano), восходящую к 11 в. и большей частью спрятанную в скале, церковь Святого Августина (Chiesa di Sant’Agostino) конца 16 в.

Впечатляющим зрелищем станут уже упомянутые церкви, спрятанные в скалах – их около 130, где сохранились оригинальные алтари, фрески и скульптуры. Большинство из них относится к греко-византийской монастырской культуре 8-13 в. Город любезно предлагает познакомиться с ней во время прогулки. Назовем лишь некоторые из них: церкви Святого Николы Офра (Chiesa di San Nicola dell’Ofra), Мадонны (della Madonna delle Croci), Мадонны Монтеверде (della Madonna di Monteverde), Мадонны Ангелов (della Madonna degli Angeli), Мадонны Лилии (della Madonna del Giglio), Святой Барбары (di Santa Barbara), Святого Николы Гречи (di San Nicolo dei Greci), крипта Святого Евстафия (le cripte di San Eustachio).

Над городом печально высится замок. Решение о его строительстве принял граф Трамонтано, известный своим тяжелым характером и страстью к играм. Кончилось тем, что крестьяне, возмущенные высотой налогов, убили его, а замок так и не был достроен.

Среди других выдающихся строений стоит упомянуть Дворец Префектуры 13 в. и Дворец Аннунцьята (Palazzo dell’Annunziata) 17-18 в., трибунал и библиотеку провинции.

Дворец Собраний (Palazzo del Sedile), построенный в 1540 г и реконструированный в 1759, отличается двумя башенками по обеим сторонам от фасада и шестью статуями; сейчас здесь размещена Музыкальная консерватория.

Достоин внимания также Дворец Лафранки (Palazzo Lafranchi), симметрично выходящий фасадом на соседнюю с ним церковь Кармине (Chiesa del Carmine).

Матера – один из самых известных итальянских городов, расположенный в регионе Базиликата перпендикулярно небольшому ущелью. Эти территории были обжиты человеком еще во времена палеолита, а сам город, предположительно, был основан римлянами в 3-м веке до н.э. под именем Матеола. В 664-м году Матеру захватили лангобарды и сделали ее частью Герцогства Беневенто. В 7-8-м веках окрестные пещеры были заселены монахами-бенедиктинцами и последователями греческой православной церкви. В следующих столетиях на этих землях разворачивались жестокие битвы между сарацинами, византийцами и германскими императорами, и Матера не раз подвергалась разрушениям. После того, как в 11-м веке в Апулии обосновались норманны, город перешел под их власть. Только в 15-м веке Матера стала владением Арагонской династии, а позднее она даже была столицей Базиликаты. В 1806-м году столичный титул был передан Потенце, а в 1927-м году Матера стала административным центром одноименной провинции. Интересно, что в 1943-м году жители Матеры первыми в Италии подняли восстание против фашистско-немецкой оккупации.

Во всем мире Матера известна своими «сасси» - античными жилищами, вырубленными прямо в скалах. Эти сасси считаются одними из первых человеческих поселений на территории Апеннинского полуострова. Многие сасси представляют собой обычные пещеры, а улицы в некоторых частых «каменного города» расположены прямо на крышах домов. В 1950-х годах правительство Италии насильно переселило жителей сасси в современный город, однако в последние десятилетия некоторые семьи вернулись. Сегодня Матера может считаться единственным местом в мире, где люди живут в тех же самых домах, что и их предки около 9 тысяч лет назад. Многие сасси ныне превращены в элитные отели и рестораны, а весь комплекс в 1993-м году был включен в список объектов Всемирного Культурного Наследия ЮНЕСКО – первым на юге Италии.

Помимо сасси в Матере сохранились многочисленные религиозные строения, в том числе выдолбленные в скалах церкви, которые считаются одними из интереснейших местных достопримечательностей. Важным памятником архитектуры является Кафедральный собор Санта Мария делла Бруна, построенный в 13-м веке в апулийско-романском стиле. Другие заслуживающие внимания церкви – Сан Пьетро Кавеозо и Сан Пьетро Баризано. Также стоит осмотреть недостроенный замок Кастелло Трамонтано начала 16-го века. Еще в Матере есть Археологический музей, Музей современного искусства, Музей Средневековья, Музей крестьянской цивилизации и Музей современной скульптуры.

Если принять образное сравнение очертаний с сапогом, тогда Матера и вправду оказывается между его «каблуком» и «подошвой».

Матера - центр одноименной южно-итальянской провинции, расположившийся у небольшого каньона, по дну которого протекает небольшая река Гравина. Каньон, сформировавшийся в результате процессов водной эрозии, находится на плоскогорье Мурджа - известняковой возвышенности, в которой река Гравина образовала и другие формы карстового рельефа - пещеры, воронки и промоины, во множестве встречающиеся как вокруг города, так и прямо в нем.

Место кажется довольно неприветливым: вокруг - одни известняковые скалы, почвы на них практически нет, отчего и деревьев мало. Растительность если и есть кое-где, то это колючие кустарники, цепляющиеся за склоны каньона.

Как это ни странно, однако люди еще со времен палеолита селились именно в этом негостеприимном на вид каньоне плоскогорья Мурджа. Возможно, первые жители этих мест оценили недоступность для врага и хищников облюбованных карстовых пещер. В пещерах и в наши дни все еще находят следы жизни людей палеолита-неолита.

Точно известно, что до появления на территории современной Матеры греков и римлян здесь жили луканы - люди одного из древнеиталийских племен, отличавшиеся крайней воинственностью: если они не воевали с соседями, то уходили служить наемниками к македонцам.

Когда здесь появился город, точно неизвестно: по одной из версий, он был основан римлянами в 111 в. до н. э. В античные времена он назывался Матеола - дань уважения древнеримскому консулу Квинту Цецилию Метелле Нумидийскому (около 160-91 гг. дон. э.), приложившему немало усилий для защиты города: под его присмотром город окружили высокими укреплениями. Это было необходимо, потому что Матера находилась рядом с Аппиевой дорогой, жители богатели на перепродаже пшеницы и обслуживании проезжих торговцев. Выгодное положение имело и обратную сторону: город не раз был разграблен во время бунтов, и во время Второй Пунической войны (218-202 гг. дон. з.) карфагеняне его полностью разрушили.

Когда Западная Римская империя погибла во время нашествия готских племен, в V-VI вв. Матера оказалась сначала под властью Византии, а в Vll в. ее захватили лангобарды, и город вошел в состав Беневентского герцогства - части Лангобардского королевства.

В Vll-Vlll вв. в скалах появились вырезанные в них храмы, которые создали монахи - бенедиктинцы и василиане. Было это еще до того, как христианство распалось на католичество и православие.

Эпоха раннего Средневековья - череда бесконечных феодальных войн на юге Италии. В конце Vlll в. Матеру захватили отряды короля франков Карла (7 42(7 48- 814 гг.), в IX в. - короля Италии Людовика II (825-875 гг.). В конце Х в. горожане едва сумели удержать город, осажденный сарацинами, когда те пытались создать на юге Италии плацдарм для захвата всего полуострова. В начале XI в. город был захвачен византийцами, а в 1043 г. - норманнами графа Вильгельма Железная Рука (около 1010-1046 гг.).

Да самой Второй мировой войны Матера оставалась тихой провинцией, время от времени вздрагивавшей от землетрясений. Но 21 сентября 1943 г. , накануне вступления англо-американских войск, Матера стала первым городом в Италии, поднявшим восстание против немецких оккупантов.

КАМЕННЫЙ УЛЕЙ

Действительно, в Италии, если кто-то скажет про «пьетра альвеаре» - каменный улей, то окружающие без объяснений поймут, что речь идет о Матере.

Исторический центр Матеры именуется Сасси (по-итальянски «Камни») : это относительно небольшой участок ромбических очертаний со сторонами около 500 м. При древних греках здесь находился античный акрополь, раскопки которого ведутся и сегодня. Но главная особенность Сасси в том, что эта часть Матеры выдолблена в скале, за что и получила прозвище Ла Читта Соттерания, или Подземный город. Город состоит из множества природных гротов, катакомб, водных резервуаров, аркад, жилых построек, церквей и даже дворцов. Все они либо сложены из камня, либо вырублены прямо в скале, создавая неповторимый природно-городской ландшафт. В некоторых местах города улицы пролегают по крышам домов.


Городские власти придумали, как использовать пещеры без вреда для них: прямо в пещерном комплексе Св. Николая устраивается ежегодная ретроспектива современной скульптуры Гранди Мостре неи Сасси.

Особое внимание зодчие древности уделили созданию водных дождевых резервуаров: поднимать воду в город от реки совсем непросто. Самый большой резервуар сохранился до наших дней, за гигантские размеры его прозвали «Длинным водолазом»: его стены достигают высоты 15 м, и по нему перемещаются под землей на лодке. Как и прочие резервуары в Матере, «Длинный водолаз» предназначен для сбора дождевой воды, откуда она распределяется по всему городу.

Еще в первой половине ХХ в. стало ясно, что нельзя более оставлять людей в этом древнем месте, где люди жили в помещениях, сооруженных еще 9 тыс. лет назад. К тому же этот район постоянно страдал от малярии, распространявшейся от реки и застойных вод в старинных резервуарах. В 1950-х гг. большая часть населения Сасси была переселена в специально построенные современные районы, к западу и северу от исторического ядра города (многих пришлось переселять насильно, так они свыклись со своими пещерами). Так как денег на программу переселения не хватает, немало жителей Матеры и сегодня живут в скалах - без всяких удобств. Для многих ссматерани» такое положение привычно: уровень бедности здесь очень высок, а доходы населения - самые низкие в Италии.

Почти в самом центре Сасси высится кафедральный собор с квадратной в плане колокольней высотой 52 м. Это первая наземная церковь, принадлежавшая братству Христа Бичеванного. Собор был заложен еще в 1230 г., когда Матера стала резиденцией архиепископа. Строительство было завершено лишь в 1270-х гг. королем Сицилии Карлом I Анжуйским (1227-1285 гг.) . Поначалу собор был посвящен Св. Евстахию - покровителю города. В 1318 г. городские власти подняли статус собора, «перепосвятив» его в честь Мадонны делла Бруна. С тем же временем связано зарождение культа этой Мадонны и праздника Богоматери делла Бруна.

Каждый год 2 июля в пять утра через весь город проходит «Процессия пастухов» с картиной Богоматери. В полдень горожане идут шествием по Матере, сопровождая статую Мадонны делла Бруна, движущуюся на большой повозке из папье-маше, влекомой мулами. За повозкой следует архиепископ с клиром, охраняемые «рыцарями делла Бруна» в железных доспехах. По окончании шествия на площади Витторио Венета повозку оставляют, горожане разламывают ее на части и разбирают по домам - сена счастье».

В 1993 г. Сасси - «Город в скалах» - вместе с его древними скальными храмами и фресками в византийском стиле был внесен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ МАТЕРЫ

Исторические:

■ Исторический центр Сасси (районы Сассо Кавеозо, Сассо Бари-зано и Чивита, около 670 г.).

■ Водный резервуар Palombaro Lungo («Длинный водолаз», I тыс. до н. э.).

Архитектурные:

■ Замок Трамонтано (начало XVI в.).

■ Дворец ель Седиле (1540 г.).

■ Дворец Ланфранки (1668-1672 гг.).

■ Дворец д’Анунциата (1735 г.).

■ Фонтан Фердинанда (1832 г.).

■ Вилла Лонго (XIX в,).

Культовые:

■ Церковь Луции на мальве (VIII в,).

■ Церковь Богоматери Добродетели (IX в.).

■ Церковь Св. Варвары (IX—X вв.),

■ Церковь Св. Петра Баризано (X в.).

■ Церковь Богоматери Одигитрии (XII в.).

■ Церковь Св. Иоанна (XII в,).

■ Церковь Св. Франциска Ассизского (XIII в.).

■ Церковь Сан-Доменико (1230 г.).

■ Кафедральный собор Матеры (1270 г.).

■ Церковь Св. Клары (конец XVII в.).

■ Монастырь Св. Августина (1592 г.).

Культурные:

■ Палеонтологический музей.

■ Музей современной скульптуры MUSMA.

■ Национальный музей средневекового и современного искусства.

■ Национальный музей Доменико Ридола.

■ Археологические раскопки на холме Тиммари.

Природные:

■ Национальный парк плоскогорья Альта-Мур-джа.

■ Исторический природный и археологический парк Мурджа-Матерана (Сассо, плато Мурджия, ущелье реки Гравина, 1990 г.).

■ Природный заповедник и озеро Сан-Джулиано.

■ Холм Тиммари.

ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

■ Матера - это еще и название средненеолитической керамики, которую находят в обнесенных рвами древних поселениях и пещерах в районе города Матера и других местах Южной Италии. Это темная лощеная керамика в виде кубков и кувшинов, с прямоугольным геометрическим орнаментом, процарапанным после обжига и заполненным красной охрой. Таюке матерой называют темную тонкостенную посуду, расписанную широкими полосами алого цвета.

■ Некоторые исследователи полагают, что Матера была основана древними греками. В доказательство они приводят старый герб города с изображением вола и колосьев пшеницы - очень распространенный символ Древней , встречающийся на монетах. Изображение быка с тремя колосьями пшеницы сохранилось на гербе города и до наших дней. Герб несет девиз Bos Lassus Firmius Figit Pedem, который можно перевести с латинского, как «Вол устал тянуть ярмо», что отражает события многовековой давности, когда горожане взбунтовались против налогов и запугиваний со стороны феодалов.

■ Нет единства мнений и относительно названия города, которое могло произойти от mata (груда камней), meteoron (звездное небо, так как в ночное время дома-пещеры Сасси, освещенные изнутри, походили на него), madre terra (Мать-земля), matterah (тюрьма) или те terah (чистая вода).

■ В историческом центре Сасси было построено много садов, прямо над пещерами, которые в эпоху Возрождения использовались как кладбища. Создалась парадоксальная ситуация: люди жили под землей, а усопших хоронили буквально у себя над головой.

■ Дома вырезаны в известняке так, чтобы летом солнечный свет падал в жилище сверху вертикально и не раскалял помещение, а зимой проникал под углом глубже в гроты и согревал их. Это, в частности, помогало круглый год поддерживать довольно высокую температуру в домах-пещерах.

■ Водные резервуары Матеры построены так, что в них происходит естественная фильтрация воды: каменные полости вырезаны в виде перевернутого конуса, твердые частицы оседают в узкой части отстойника, а на поверхности сохраняется вода, пригодная для употребления. Один-два раза в год цистерну чистили: через горловину опускали маленького ребенка, выскребавшего грязь.

■ Быт жителей Матеры был крайне просто обустроен из-за тесноты. Кровать, как правило, была одна - широкая и очень высокая, до 120 см от пола: так было теплее, и под кроватью оставалось место для сена (скот и птицу держали в соседней комнате) и дров. Дети спали в выдвинутых ящиках комода. Стол был маленький, за ним сидели мать с отцом, а дети ели стоя.

■ Электричество появилось в Матере только в 1930-х гг.

■ В годы Второй мировой войны Матера прославилась исключительной отвагой своих горожан, первыми на юге Италии выступивших с оружием в руках против итальянского и немецкого фашизма. После войны город был награжден государственной Серебряной медалью «За воинскую доблесть - (Аl valore militare) - как сказано в аттестате, «за исключительное самопожертвование».

■ Необычный вид города, вызывающий ассоциации с библейским описанием Иерусалима, привлекал выдающихся кинорежиссеров, снявших здесь такие известные художественные фильмы, как «Евангелие от Матфея» (Пьер Паоло Пазолини, 1964 г), «Христос остановился в Эболи» (Франческо Рози, 1979 г), «Царь Давид» (Брюс Берес-форд, 1985 г.), «Страсти Христовы» (Мел Гибсон, 2004 г.), «Омен» (Джон Мур, 2006 г.), «Бен-Гур» (Тимур Бекмамбетов, 2016 г.).